На главную сайта   Все о Ружанах

 

 

Зеленов Л.Б.

 


Воспоминания
о забытом подразделении
Ракетных войск


 

© Зеленов Л.Б., 2009
© Ветеран-ракетчик, 2009

 


Наш адрес: ruzhany@narod.ru

От редакции сайта

 

Автор этих воспоминаний полковник Зеленов Леонид Борисович. Выпускник РВАИУ, после 84-го ракетного полка он проходил службу в центральном аппарате РВСН (ГУЭРВ, ГУРВО). К сожалению мне не удалось найти фото полковника Зеленова...

Воспоминания были опубликованы в газете «Ветеран-ракетчик» №7-8(79,80) за 2009 год.

С тех пор прошло много времени и в открытом доступе появилось сведения, уточняющие события, связанные с формированием первых ракетный частей, вошедших затем в состав Ракетных войск стратегического назначения. Но когда Леонид Борисович Зеленов писал эти воспоминания, эти факты и хронологии ему не были известны, многое написано «по памяти». Об этом пишет и сам автор:

В истории РВСН про указанный выше полк осталось только несколько строчек в «Хронике событий истории РВСН» – книге, выпущенной к 35-летию Ракетных войск на странице 27. Каких-либо других сведений я больше нигде не встречал.

Это стоит учесть при прочтении.

См. также:


84-й ракетный полк (в/ч 82717) — Справочник РВСН
117-я ремонтно-техническая база (в/ч 25587) — Справочник РВСН
Бондаренко А. На плато Долгоруковская Яйла… — Красная звезда. 29.07.2019

* * *

Зеленов Л.Б.
Воспоминания о забытом подразделении
Ракетных войск

 

В хронике основных событий истории РВСН значится, что первым на боевое дежурство в мае 1959 года заступил полк (командир – полковник Кураков И.А.), который дислоцировался в районе г. Симферополь Крымской области.

Полк (в/ч 82717) был преобразован из 2-го дивизиона 54-й ракетной бригады особого назначения РВГК (командир – полковник Гарбуз Л.С.), располагавшийся на полигоне Капустин Яр. Личный состав дивизиона с техникой ракетного комплекса Р-5М (8К51) из Капустин Яра отправили в Крым в 1958 году. Некоторое время дивизион (полк) находился в прямом подчинении штабу РВГК, а в 1960 году вошел в состав созданной ракетной дивизии в г. Первомайск Николаевской области.

В 1957 году полигон был занят отработкой новых ракетных комплексов и бригаде поручали работы с серийными изделиями (8К51, 8Ж38), в т.ч. пусками и прожигами.

Процесс подготовки молодых офицеров был отработан в самых «суровых» требованиях. К самостоятельным работам, при пусках ракет, работники полигона допускали нас после доскональных проверок. С первого раза получали допуск офицеры уже имеющие достаточный опыт, а молодые специалисты проходили через «сито» проверок. Лично я получил предварительный допуск только где-то в феврале 1958 года. Школа подготовки пригодилась на всю жизнь.

Уже весной 1958 года было принято решение о передислокации 2-го дивизиона в Крым. И туда были отправлены «квартирьеры» и геодезисты. Остальной личный состав балдел от радости и тоже стал собираться в путь.

Одновременно мы узнали, что наша стартовая батарея совместно с группой заправки и некоторыми другими подразделениями дивизиона временно остается на полигоне для выполнения задания особой важности. Естественно, все это носило гриф «сов. секретно» и мы практически не знали весь замысел командования.

Начиная с мая 1958 года, в районе площадки No 4 «Старой» полигона на полевой стартовой позиции мы отрабатывали различные варианты боевых готовностей, как в сухом варианте (без заправки), так и с реальной заправкой компонентами топлива. Реальных пусков было 4 или 5 как в дневное так и в ночное время, и еще несколько прожигав. Все работы контролировались и хронометрировались специалистами полигона. За работой нашей группы наблюдали начальник полигона Вознюк В.И. Несколько раз на пусках присутствовал будущий Главком Ракетных войск Маршал Неделин М.И.

Можно долго описывать этот период. Это был тяжелый труд. С утра до вечера в степи под палящим солнцем, с мошкарой и комарами, без воды и элементарных бытовых условий.

Поставленные задачи мы успешно выполнили, но к новому месту дислокации нас не отпустили. Нашу группу оставили для участия в первом показе ракетной техники руководителям стран Варшавского договора. Наша группа была дублером у пусковой команды полигона при пуске ракеты Р-5. Пуск ракеты с площадки полигона прошел удачно, мы слили компоненты топлива, высушили ракету и поздно ночью голодные возвратились домой. Новый командир бригады полковник Колесов за все наши заслуги объявил благодарность и наградил всю команду комплектом для игры в настольный теннис (сетка, две ракетки и шарики, но без игрового стола).

Результаты нашей работы явились основой для разработки боевых графиков пусков ракет ракетных комплексов с групповыми стартами.

     
 
Р-5М. Фото из альбома «50 лет Советских Вооруженных Сил»
Р-5М. Фото из альбома
«50 лет Советских Вооруженных Сил»
     

Описанные выше эпизоды не явились заключительными аккордами в нашей деятельности на полигоне Капустин Яр.

Когда мы уже собрались уезжать в солнечный Крым, нам было приказано выполнить еще одно особое задание руководства Минобороны: произвести четыре пуска подряд с одного пускового устройства, практически как стрельба из орудия.

В октябре 1958 года (точную дату уже не помню) наша группа выполнила и эту задачу по документации, отработанной нашей группой ранее.

Позднее, в литературе по вопросам испытаний и эксплуатации ракетных комплексов, мне не встречалось описаний подобных работ, проведенных нашей группой ракетных специалистов по залповому пуску баллистических ракет с одного пускового устройства.

В конце 1958 года вся наша группа была отправлена в Крым, где уже находился основной состав дивизиона. В Крыму под Симферополем и Белогорском уже начали строить стационарные позиции для 2-х дивизионов. К этому времени был принят штат ракетного полка, и уже в мае 1959 года мы заступили на боевое дежурство до принятия решения по созданию РВСН в декабре этого года.

Судьба этого полка отмечена и еще несколькими событиями в истории РВСН.

Начиная с 1960 и где-то до 1969 года ракетный полк (в/ч 82717) принимал участие в проведении парадов ракетной техники в Москве.

Мне пришлось участвовать в этих мероприятиях 8 раз.

Первый раз ракетная техника (ракеты 8К51) приняла участие в параде в Москве 7 ноября 1957 года. В этом параде участвовало подразделение 2-го дивизиона ракетной бригады из Капустин Яра (впоследствии преобразованного в Крымский полк), после этого стратегические ракеты в парадах до 1960 года не участвовали.

Уже осенью 1960 года наш полк снова стал привлекаться к участию в парадах. При подготовке к параду в мае 1961 года я был назначен заместителем командира парадной группы по вооружению (к этому времени я являлся инженером службы ракетного вооружения полка).

Руководил группой командира полка Кураков Иван Алексеевич.

     
 
Р-5М. Парад на Красной площади
Р-5М. Парад на Красной площади
     

Жизнь в Москве была и сложной и интересной. Тренировки на кругу аэродрома через день. Остальное время работа с техникой (чистка, устранение недостатков, выполнение требований руководства). Однако были и интересные события. В выходные дни организовывались экскурсии, посещение шефских концертов и особенно мероприятий на аренах Лужников, в т.ч. международных матчей.

В первый период становления Ракетных войск кроме парадов в Москве полк привлекался к участию в других мероприятиях.

Длительный период стартовые группы полка находились в Казахстане (в районе ж.д. станции Челкар), откуда производили пуски ракет по полигону Балхаш с. целью перехвата головных частей системы ПРО.

Подразделения полка принимали активное участие в обеспечении погрузки ракетной техники из портов Крыма для участия в операции «Анадырь». Все стартовые команды без промедления выполнили боевой приказ по подготовке ракет к пускам в установленное время. Команда «отбой» поступила при подготовке установки ракет с боевыми головными частями непосредственно на пусковые столы.

Одновременно с несением боевого дежурства службы полка были привлечены распоряжением заместителя ГК РВ генерал-полковника Толубко В.Ф. к обеспечению строительства санатория Ракетных войск — «Фрунзенское».

В 1965 году по решению ГК РВ Маршала Крылова Н.И. полк начал подготовку к перевооружению на новый тип РК с твердотопливными ракетами. РК 8К51 был не удобен в эксплуатации из-за окислителя (быстро испаряющегося жидкого кислорода). Для замены был предназначен РК «Темп-С», разработанный по заказу ГРАУ МО для Сухопутных войск НИИ-1 МОП (впоследствии Московский институт теплотехники).

Работы по переподготовке личного состава, переоборудованию стартовых комплексов трех полков (в Крыму, Закарпатье, Прибалтике) были приостановлены в 1966 году. В связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке, РК «Темп-С» был поставлен на боевое дежурство в местечках Манзовка (около г. Уссурийск), Дровяная (Чита), Сары-Азек (Казахстан).

Рядовой, сержантский состав и часть офицеров крымского полка отправили в Читу. Как воинское формирование полк был выведен из состава РВСН и передан в состав Одесского военного округа.

В истории РВСН про указанный выше полк осталось только несколько строчек в «Хронике событий истории РВСН» – книге, выпущенной к 35-летию Ракетных войск на странице 27. Каких-либо других сведений я больше нигде не встречал. С моей подачи о судьбе дивизиона имеется упоминание в воспоминаниях Гурова В.А. (Гуров В.А. – бывший главный инженер дивизии в Прибалтике, сформированной из управления и 1-го дивизиона 54-й БОН РВГК). Книга выпущена в Смоленске.

Полковник в отставке
Зеленов Леонид Борисович.

Для комментариев.

Вы должны быть зарегистрированы в Facebook.


Яндекс.Метрика